Профессиональная сеть фермеров и людей агробизнеса

Новости → Австралийские ученые выяснили реакцию растений на экстремальное увеличение осадков

Опубликовано пт, 27.06.2014 18:04

Ученые из Австралии начали масштабное исследование судьбы растительного мира Земли в условиях перераспределения осадков (более частых наводнений в одних регионах и экстремальных засух в других), передает www.gismeteo.ru

По мнению научного сообщества, в будущем это произойдет из-за глобального изменения климата. Что в свою очередь, теоретически, может привести к значительным сбоям в жизненных циклах растений — зерновых и кормовых культур, деревьев и кустарников.

Инициаторами исследования стали ученые — доктор Мелани Зеппель и Джессика Уилкс из Университета Маккуори (Сидней). Вместе со своим американским коллегой, профессором Джеймсом Льюисом из Фордемского университета (Нью-Йорк), они изучили реакцию растений на экстремальные осадки в различных экосистемах по всей планете. Результаты своего исследования ученые опубликовали в Biogeosciences.

От экстремальных осадков или значительного изменения привычных сроков выпадения осадков в том или ином регионе в будущем могут пострадать лесная промышленность и производство продуктов питания: резко сократится биоразнообразие на планете, а также изменятся круговорот углерода и природный круговорот воды. Поскольку подобное климатическое изменение сопряжено с повышением влажности почвы, это также грозит увеличением активности определенных видов вредителей и возбудителей болезней.

Ученые обратили внимание на данную проблему после анализа распределения осадков по сезонам в различных регионах планеты. Несмотря на то, что среднегодовое количество осадков остается сейчас примерно на одном уровне, выпадают они неравномерно: все чаще мы наблюдаем обильные дожди, которые сменяются продолжительными периодами засухи. И данная ситуация будет лишь усугубляться.

Кроме того, исследователи не исключают возможности некоторого смещения сезонов, например, осенью будет выпадать больше дождей, а весной осадков будет меньше. Это может привести к существенным задержкам цветения деревьев и, как следствие, к меньшей урожайности фруктовых садов, а также к уменьшению средних размеров плодов и полному вымиранию растений в отдельных регионах. В то же время в других регионах с изменением климата ситуация может оказаться прямо противоположной: растения будут лучше плодоносить.

Исследование уже показало, что в регионах с традиционно малым количеством осадков их увеличение, вызванное изменением климата, ускоряет темпы роста растений, в то время как в более влажных регионах экстремальные осадки приводят к замедлению роста растений.

В будущем авторы исследования продолжат изучать и другие типы экосистем, а также попытаются вычислить тот порог, за пределами которого изменения количества осадков приводят к негативным последствиям — замедлению роста растений во всех регионах.

Анна Гетманова